Учебно-методич. работа
Воспитательная работа
Разработки уроков
 
 
 

О школе

Учительская

Ученикам

Родителям

Учителю

Психолог

Гостевая

Фотоальбом

  

 
 

Функции классного руководителя   

Принципы внеклассной деятельности

Возрастные особенности:

- младший школьный возраст

- средний школьный возраст

- старшие подростки

Принципы построения воспитательной работы в коллективе

Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука  дает различные трактовки воспитанию. Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности». 

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. такими документами являются Закон РФ «Об образовании», столичная и региональные программы развития образования, программа развития воспитания в системе образования России. Все перечисленные выше документы ориентированы на повышение социального статуса воспитания в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания. Государственные документы дают возможность классному руководителю четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы.

Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что классный руководитель должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. 

  назад

Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

  • Организация разнообразной деятельности в классе

  • Забота о развитии каждого ребенка

  • Помощь в решении возникающих проблем.

Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:

Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Диагностические задачи - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.

Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкрети­зация нравственных норм в реальной жизни.

Процессуальные задачи - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:

I. Целевые функции.

К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:

-    воспитание детей;

-  социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.

II. Социально-психологические функции.

- организаторская (поддержка положительной доской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем, сколько на помощи в самоорганизации);

- функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления).

III. Организация и управление деятельностью.

- диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);

- функция целеполагания  (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);

- функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:

1)  по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;

2)  по способу влияния педагога – непосредственные.

В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

По субъекту организации классификация форм может следующей:

- Организаторами детей являются педагоги, родители и др. взрослые;

- Организация деятельности осуществляется на основе сотрудничества;

- Инициатива и ее реализация принадлежит детям.

 Все формы так же классифицируются по результату:

  -  Результат - информационный обмен

  -  Результат - выработка общего решения (мнения)

  -  Результат - общественно значимый продукт           

 По числу участников формы делятся на:

- Индивидуальные (педагог-ученик) — охватывают всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе и т.д.;

- Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микрокружки (в этих формах - классный руководитель - рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата);

-  Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста учени­ков и рядя других условий. Классный руководитель может выполнять роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знаю­щих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. 

Принципы внеклассной деятельности

 назад

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности.

 Иногда можно слышать от классного руководителя таки слона: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, парады учебных планет, конкурсы «почемучек», интеллектринги - живая и конкретная деятельность.

Принцип свободы выбора.

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Мели классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.

Принцип обратной связи.

Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

 

Какие возрастные особенности учащихся необходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива?

 назад

«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так лее хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»

 Ж. Ж. Руссо

Для того чтобы каждый маленький человек в будущем состоялся и был на своем месте, классный руководитель должен хорошо знать и умело развивать возрастные особенности учащихся. Вся воспитательная работа в классе, должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития, самоактуализации ребенка.

Чем же отличается один возраст от другого? На что необходимо обратить первоочередное внимание?

Младший школьный возраст.

  назад

В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые, доселе неизведанные отношения.

 Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой  новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной   деятельности.

 Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает в домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.

К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль - роль ученика и  соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избежания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.

Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором господствует логика эмпирических связей вещей, основанная на практическом их использовании.

Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:

1)  усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;

2)  усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;

3)  усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

У младших школьников высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя учебные действия. Классному руководителю важно обратить внимание на мотивацию прихода ребенка в школу. Изучить мотивацию можно с помощью следующих методик:

 Методика № 1

Учащимся предлагается листок бумаги, на котором расположены ряды с изображением лица. Их задача состоит в следующем: определить, какое лицо у них бывает - перед школьными уроками, во время школьных уроков, после школьных уроков.

 Методика № 2

Учащимся предлагается нарисовать рисунок и отразить в нем события одного дня школьной жизни. Ребята должны сами дать название своему рисунку, а затем рассказать или описать школьный день, изображенный на рисунке.

В своей работе с младшими школьниками классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на развитие кругозора учащихся, развитие познавательной сферы, стимулирование исследовательских умений учащихся.

 Средний школьный возраст.

 

  назад

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне зеленые местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - под­лостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки подростки считают идеальной работу проститутки, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.

Классному руководителю нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:

школа                 семья                общество              ребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения   и   самореализации.   Учащимся  будут  интересны  такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом. В этом могут помочь нижеописанные методики. 

Методика № 1.

Изучение отношения учащихся к учебным предметам.

На бланке анкеты учащиеся пишут ответы на два вопроса. Ответ на вопрос нужно продолжить, используя предложенные варианты ответов.

Бланк анкетыI                                                                             II

Необходимые предметы 

Потому что 

Интересные предметы

Потому что 

 I. Варианты ответов на вопрос "Необходимые предметы»

1.   Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

2.   Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3.   Этот предмет пригодится для поступления в техникум, ВУЗ, он будет необходим в будущей профессии.

4.   Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

5.   Этот предмет учить разбираться в жизни-.

6.   Этот предмет считают значимым мои родители.

7.   Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.

8.   Этот предмет участвует в республиканском тестировании.

 

II. Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»

1.   Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

2.   Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

3.   Интересно выяснять причины событий.

4.   Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

5.   Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнений, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

6.   Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

7.   Интересно  находить объяснение явлению,  ставить  проблему  и разрешать ее, проводить исследование.

8.   Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлека­ет учеников.

9.   Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11. Интересно, потому что по этому предмету легко заработать отметку.

12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует нолю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.

Вопросы 1 блока - это вопросы, которые объединены событийностью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.

Вопросы II блока - это вопросы, которые объединены способами по­знавательной деятельности, характером отношений между учащимися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива и вне его. 

Методика № 2. «Ранжирование»

На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащиеся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по степени зна­чимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е место но степени значимости. 

Методика № 3. «Ассоциации»

Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Ученикам называются предметы, а они на листочке пишут слова - ассоциации, связанные с этим предметом.

Если предмет вызывает интерес, ассоциации будут носить положительный характер.

Если предмет неинтересен, ассоциации будут носить негативный характер.

Классному руководителю необходимо знать и учитывать в организации воспитательной работы, что ведущей деятельностью подростков является общение, личностным новообразованием подростков - способность к идентификации. Важнейшая особенность подростков - постепенный уход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на свои внутренние критерии.

Основная форма самопознания - сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками. 

Старшие подростки. Старшеклассники.

 назад

Ведущей   деятельностью   старшеклассников   является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование - это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки - слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.

Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отноше­ние к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мошны учения, которые можно изучить классному руководителю.

Однако классному руководителю будет очень важно изучить наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения старшеклассников. Данная методика поможет организовать работу с семьей, и учеником для преодоления проблем в учении.

 Методика «Доминирующие мотивы»

Учащиеся выполняют задания на листочках и ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.  

№№

Перечень мотивов

Баллы 

0

1

2

3

4

5

1.

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

 

 

 

 

 

 

2.

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Понимаю свою ответственность за учение перед классом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Хочу закончить школу и учиться дальше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. 

Хочу быть культурным и развитым человеком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. 

Хочу получать хорошие отметки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. 

Хочу получать одобрение родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. 

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Хочу быть лучшим учеником в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за плохую учебу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Хочу,  чтобы меня не ругали родители и учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Не могу получать плохие отметки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Мне нравиться учиться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. 

Люблю узнавать новое и неизведанное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. 

Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. 

Мне нравиться преодолевать трудности в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. 

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Анализ результатов

Мотивы 1 - 3 - мотивы долга и ответственности

Мотивы 4 - 6 - мотив самоопределения и самосовершенствования

Мотивы 7 - 9 - мотивы собственного благополучия

Мотивы 10 - 12 - мотив престижности

Мотивы 13 - 15 - мотив избежания неприятностей

Мотивы 16 - 18 - мотивы содержания учебной деятельности

Мотивы 19 - 21 - мотивы отношения к процессу учения

В мотивах 1 - 15 - можно видеть и анализировать социальные мотивы

Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.

По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.

Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на зна­комство с различными профессиями и представителями различных про­фессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с Вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.

Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т.д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

Организуя просвещение учащихся по этическим проблемам, классный руководитель должен помнить, что основной смысл этого просвещении формирование у старшеклассников понимания последствий их поисков для себя и других людей, последствий принятия ими самостоятельных решений. Подтверждением этих слов могут служить слова К. Д. Ушинского «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается душу юности, был хорошего качества».

 

 
 

Педагогическая мастерская: Учебно-методическая работа | Воспитательная работа | Разработки уроков

О школе | Учительская | Ученикам | Родителям | Помощь психолога |

Гостевая книга  |  Фотоальбом


Design by Kiris

Hosted by uCoz