|
Четыре мотива плохого поведения
|
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудачи |
Социальные причины |
Эмоциональная холодность родителей, внимание
уделяется плохому, а не хорошему поведению |
Мода на сильную личность, отсутствие примеров
конструктивного подчинения в окружении ребенка |
Рост насилия в обществе |
Слишком высокие требования родителей и учителей |
Сущность поведения |
Получать особое внимание |
«Ты мне
ничего не сделаешь» |
Вредить в ответ на обиду |
«Не буду и
пробовать, все равно не получится» |
Реакция учителя: эмоции |
Раздражение, негодование |
Гнев, негодование, может быть страх |
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию
и страху |
Профессиональная беспомощность |
Реакция учителя: импульс |
Сделать замечание |
Прекратить выходку с помощью физического действия |
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации |
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью
специалиста |
Реакция ученика |
Временно прекращает |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего
не делать |
Способы предотвращения |
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми
способами; оказывать внимание за хорошее поведение |
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих
организационных функций |
Строить отношения с учеником по принципу заботы о
нем |
Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу»
сменилась на установку «Я могу» |
Как определить мотив
поведения?
Предлагаем
потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на
уроке и рыдает».
Мотив этого
поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
Вы подошли к
девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение
внимания».
Вы подошли к ней,
и плач стал громче – это «власть».
Если все это
происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии –
это «месть».
Если ученице
нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание
неудачи».
Что
слышит ученик за словами учителя.
|
Что
говорит учитель? |
Что
слышит ученик? |
Принятие
|
Ты
хороший |
Я
хороший |
Внимание
|
Я вижу
тебя |
Я что-то
значу |
Уважение
|
Спасибо тебе за… |
Мои
усилия замечены |
Одобрение
|
Я знаю о
тебе что-то замечательное |
Я –
состоятелен |
Теплые чувства
|
Ты мне
нравишься |
Кто-то заботится обо мне |
Правила создания хорошей атмосферы в классе.
-
С
самого начала и на всем протяжении учебного процесса
демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
-
Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока,
стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником
в отдельности.
-
Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя
мотивация к учению.
-
Выступать для учащихся в качестве источника
разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться
за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или
иной задачи.
-
Выступать в такой роли для каждого ученика.
-
Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный
настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои
действия с этим настроем).
-
Быть
активным участником группового взаимодействия.
-
Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
-
Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать
чувства и переживания каждого школьника.
-
Хорошо знать самого себя.
Свои
взаимоотношения
с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью
словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
-
организующие (инструктирование, наставление, совет,
предупреждение от ошибок в работе и др.);
-
оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и
др.);
-
дисциплинирующие (замечание-утверждение,
замечание-вопрос, повышение интонации и др.)
|
|